Ресурсы и перспективы дистанционного обучения.

На страницу


    Позитивного результата в учебно-воспитательном процессе невозможно достичь без понимания потребностей и направленности интересов учащихся. С миром компьютеров связаны интересы многих школьников, и именно этот ресурс, на мой взгляд, необходимо использовать для активизации их познавательной деятельности, для повышения интереса к предметам школьного курса, для повышения культуры использования компьютера и среды Интернет, как инструмент для обучения, получения и обработки информации.
   Информационные технологии в настоящий момент рассматриваются как новая педагогическая стратегия в учебно-воспитательном процессе. Поиск и создание новых средств обучения приобретает особую актуальность, в условиях перехода на 11-летний период обучения и обновления содержания учебных программ, оптимизации образовательного процесса и разгрузки учащихся. В своих поисках я остановилась на соединении модульной, компьютерной технологий и технологии дистанционного обучения, что даёт более интерактивное взаимодействие с учащимися посредством всех имеющихся информационных технологий.
   Дистанционное обучение, это совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала.
   Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс получает все большее и большее распространение. Этому способствует быстрое развитие информационных технологий, являющихся основой дистанционного обучения, ключевым элементом которого сегодня являются интерактивные мультимедийные учебные курсы, размещенные на специализированных сайтах или порталах, обеспечивающих основу образовательного процесса и контроль над интенсивностью самостоятельной работы, усвоения учебного материала обучаемого, который может учиться в удобном для себя темпе, месте и времени.
   Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов, таких как среды передачи информации и методов, зависимых от технической среды обмена информацией. Я в своей работе остановилась на системе Moodle. Moodle, это модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда, реализующая философию «педагогики социального конструкционизма» и ориентирована прежде всего на организацию взаимодействия между учителем и учениками. Благодаря развитой своей модульной архитектуре, возможности Moodle широки и включают в себя следующие типы модулей:
   Элементы курса
   • Отчеты администратора
   • Типы заданий
   • Плагины аутентификации
   • Блоки
   • Форматы курсов
   • Отчеты по курсам
   • Поля базы данных (для элемента курса "База данных")
   • Плагины подписки на курсы
   • Фильтры
   • Отчеты по оценкам
   • Форматы экспорта оценок
   • Форматы импорта оценок
   • Портфолио
   • Типы вопросов в тестах
   • Форматы импорта/экспорта тестов
   • Отчеты по тестам
   • Хранилища файлов
   • Типы ресурсов
   • Плагины поиска
   • Конструктивизм
   В системе Moodle, которая располагается на базе информационного пространства МГИРО, я создаю свой интерактивный курс «Информатика в модулях», где представлены разработки для всех уроков информатики 6 – 11 классов. Моим учащимся доступны все электронные материалы, необходимые для обучения, дополнительные материалы, материалы из рубрики «Это интересно», организован контроль знаний через систему тестов, опрос учителя, работу с тетрадью ученика. Этот дистанционный курс обучение требует от моих учеников, прежде всего, жесткой самодисциплины, самостоятельности и осознанности, т. е. всех тех качеств, которые им так пригодятся в жизни. Следовательно, дистанционное обучение имеет ещё и сильное воспитательное значение на формировании личности учащихся.
   На мой взгляд, данный интерактивный курс позволит ученику учиться в соответствии со своим темпом, личностными особенностями и образовательными потребностями; учиться вне зависимости от своего место нахождения; самостоятельно планировать своё время при изучении предмета; получение основного объема изучаемого материала с помощью информационных технологий; повысить интерактивное взаимодействие ученика и учителя в процессе обучения; повысить возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала; учиться в наиболее приятной и способствующей продуктивности обстановке, создавая для себя комфортную атмосферу. А учителю - использовать в процессе обучения современные технологии; проводить обучение большого количества человек; повысить качество обучения за счет применения современных мультимедийных средств, электронных издание и т.д.; создать единую образовательную среду; повысить контроль над оценкой знаний и навыков в процессе обучения. Среди недостатков дистанционного обучения можно выделить отсутствие личного общения между учителем и учеником; необходимость наличия у учащегося сильной личной мотивации, умения учиться самостоятельно, без постоянной поддержки и понукания учителя; учащиеся не всегда могут обеспечить себя достаточным техническим оснащением – иметь компьютер и постоянный выход Интернет.
   Технология построения учебного курса «Информатика в модулях» на базе сети Интернет, позволяет создать систему, отвечающую строгим требованиям к обучению. Эффективность обучения и контроля над процессом обучения в системе Moodle обеспечивается высокотехнологичными средствами сбора, хранения и анализа результатов прохождения обучаемыми назначенных им курсов. Учитель всегда может видеть, когда и сколько времени учащийся находился в системе, какие темы просматривал, какие у него успехи в обучении с автоматическим построением диаграмм его рейтинга учебных достижений при изучении каждой из предложенных ему учителем тем. Таким образом, удаётся сбалансировать плюсы и минусы дистанционного образования при помощи мультимедийных компьютерных программ, особенно в плане организации контроля, который является существенным фактором, работающим на результат процесса обучения. Дополнительно систему Moodle можно использовать при проведении факультативных занятий, кружковой работе, при подготовки учащихся к олимпиаде, при работе с учащимися обучающимися на дому и ещё во многих других случаях. Главное надо сделать этот шаг вперёд навстречу новому, попробовать, не бояться экспериментировать и у Вас обязательно всё получиться.
   Литература
   1. Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. — М.: ВУ, 1997 г.
   2. Ахаян А.А. Виртуальный педагогический вуз. Теория становления. - СПб.: Изд-во "Корифей", 2001. - 170 с.
   3. Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 167 с.
   4. Зайченко Т.П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения: Монография. - СПб.: Изд-во "Астерион", 2004. - 188 с.
   5. Малитиков Е.М., Карпенко М.П., Колмогоров В.П. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ // Право и образование. – 2000. – №1 (2). – С. 42–54.
   6. Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат. — М., "Академия", 2006.
   7. Теория и практика дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат. — М., "Академия", 2004.
   8. Хуторской А. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. – 2002. - №36. – С. 26-30.
   9. Хуторской А.В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. – 2001. - №2. – С.30-35.




На страницу


Hosted by uCoz