Стыд и вина

На страницу



Содержание.
I. Понятие о чувствах вины и стыда.
II. Различия между стыдом и виной:
1. Переживание неудачи.
2. Первичный ответ/чувства.
3. Провоцирующее событие и вовлечение Самости.
4. Происхождение и центральный страх.
III. Позитивное значение умеренного стыда.
IV. Защиты от стыда:
1. Отрицание.
2. Уход.
3. Перфекционизм.
4. Высокомерие.
5. Бесстыдство.
6. Ярость.

I. Понятие о чувствах вины и стыда.
Вина - это болезненное состояние осознания, которое сопровождает свершившееся или задуманное нарушение субъектом общественных ценностей и правил.
Стыд – это «болезненное состояние осознания своей базовой дефективности как человеческого существа».
Стыд и вину часто путают. Самый простой способ различить их - это помнить, что стыд затрагивает центральную идентичность человека, его целостную самость. Вина относится к его специфическому актуальному или планируемому поведению. Стыдящийся человек думает: «Как Я мог совершить это?», а виновный: «Как я мог совершить Это?»
Одной из причин, по которой стыд и вину можно спутать, является то, что человек может испытывать их одновременно. Одно и то же поведение может пробудить стыд в одном человеке, вину в другом и оба чувства в третьем. Это особенно верно для поведения в рамках традиционной морали; некто, предавший Родину за деньги, может стыдиться своей жадности и/или чувствовать вину за свою нелояльность. Но даже банальные действия, которые, казалось бы, никак не связаны с виной (забыл побриться утром) могут всколыхнуть вину с тем же успехом, что и стыд, если они связаны, даже незначительно, с общественными или семейными принципами.
В чем же роль стыда? Как он появляется? Стыд тесно связан с потребностью. Возникновению потребности предшествует возбуждение. Если есть сильное желание, потребность, то она должна быть узнана, признана, принята, благодаря окружению, и, получив поддержку, превращена в контакт, действие. Если это не так, желание заблокировано, оно может стать стыдом. Особенно, если мы получаем ясное послание извне: «Нам нельзя быть такими, как есть, и надо быть другими». Основное послание, которое получает человек, испытывающий стыд: « Я неправильный, то какой я есть, я не могу быть принятым, любимым». Стыд сильно связан с социальными связями, отношениями: « Такой, какой я есть, я не достоин принадлежать человеческому обществу», « Я какой-то неправильный». Вина же в большей степени связана с действием: « Я сделал что-то неправильное».
В этом смысле с виной проще иметь дело. В вопросах вины общество предлагает большое количество разных способов избавления. Если вы сделали что-то неправильное, общество предлагает целую серию различных наказаний: заплатить деньги, отсидеть в тюрьме, прочитать несколько раз «Отче наш» или «Дева Мария» и т.п. Культура предлагает разные способы восстановления. Мы когда-то заканчиваем платить штраф, отбываем наказание и можем уже не испытывать чувство вины. Со стыдом не все так просто, потому что он касается не того, что я сделал, а того, кто я есть. И одно из решений, которое у нас есть, чтобы стать другим – это быть «как бы», т.е. казаться другим, чем на самом деле.
Эти два чувства (вины и стыда) действительно смешаны. Иногда мы можем сделать какое-то неверное действие, принести какой-то вред и тогда будем чувствовать вину. Однако процесс может быть и таким: если человек сделал что-то неправильное, возможно потому, что он сам по себе неправильный, и тогда неправильное действие оказывается связано со стыдом.
В вопросах стыда есть еще один важный аспект: когда кто-то чувствует стыд, он чувствует себя одиноким. Люди всегда говорят о стыде, как о некотором внутреннем переживании. Но всегда есть кто-то, кто стыдит. Всегда! Никто не может чувствовать стыд в одиночку. Когда мы уже выросли, мы уже взрослые, тогда мы испытываем стыд в одиночку, но всегда есть кто-то, кто находится внутри, он представляется как «суперэго». Разговаривая с детьми, родители часто говорят: «Тебе должно быть стыдно», т.е. родители говорят ребенку, что он должен чувствовать. Это своего рода приказ: я тебе говорю, что ты должен чувствовать. Но, в то же самое время, родитель сам отходит: « Я тебе говорю, что ты должен чувствовать, а меня это не касается, я не причем». И взрослый уходит из поля ребенка. Именно поэтому в процессе стыжения, тот, кто стыдит, чаще всего оказывается за «кругом». Но в тоже время стыдящий персонаж активно присутствует и отвечает за то, чтобы мы испытывали стыд.
Нет стыда без чьего-то взгляда. Представьте ситуацию, что я пришла сюда раньше вас и начала танцевать. Я танцую, а в это время кто-то входит. Раз! И стыд. Мне было хорошо, но меня увидели, когда я делала то, что мне нравится.

II. Различия между стыдом и виной
Стыд и вина, несмотря на общие черты, - это разные переживания.
1.Переживание неудачи
Ощущение провала – центральная характеристика индивида, испытывающего стыд или вину. Для стыдящегося субъекта событие ощущается как жизненный провал. Он чувствует себя неадекватным своему человеческому облику, верит, что не является в полном смысле слова человеком.
Переживающий стыд чувствует, что совершенно не соответствует своим жизненным задачам. Это не только моральные или этические задачи, это может быть карьера, семья или даже внешний вид.
Виновные субъекты имеют дело с другим типом неудачи. Их интересы сфокусированы больше на внешнем, и их заботит в первую очередь то, что они сделали неправильно и как это отразится на них и на остальных. Их ошибка – в действии, а не в бытии. Вместо недолета до цели (как в случае стыда), они летят слишком далеко, переступая социальные нормы или семейные правила.
Виновная персона терпит неудачу, когда делает что-то противоречащее ее собственным обязательствам перед другими. Чувство вины наиболее сильно у тех, кто вырос в высокоморальном окружении.
2.Первичный ответ/чувства
Стыд – мощное физическое событие. Типичная телесная реакция: лицо вспыхивает, глаза опускаются вниз, в животе бурчит, колени слабеют. Жертва стыда может ощущать отсутствие контроля над своим собственным телом, что делает стыд еще более глубоким. Человек разоблачен, уязвим, беззащитен. Он может буквально или символически чувствовать, что сжался, уменьшился в размерах, превращаясь в ничтожество. Он может быть парализован стыдом, не способен сделать и шага, несмотря на отчаянное желание убежать. Слова: «Я – ничтожество», « Я отвратителен», «Я – грязь», « Я ничего не стою», « Я – никто и ничто». Он не замечает в себе никаких качеств, способных искупить его очевидные недостатки.
Переживание стыда – двойной удар: индивид опустошен и тем, что он такая презренная тварь, и тем, что его дефект всем очевиден.
Чувство вины редко вызывает реакцию всего тела. Один человек может реагировать расстройством желудка, другой тяжестью в груди, а остальные могут вообще не отмечать никаких телесных проявлений. «Ощущения» вины – смесь эмоций и мыслей. Эти мысли действительно болезненны, но это не физическая боль. Однако виновный человек может ужасно мучиться, и его дискомфорт может быть настолько же невыносим, как и тот, что сопровождает стыд.
Виновный человек тоже называет себя различными словами: «Я плохой», «Я злой», «Я – грешник, место которому в аду». Но первичные реакции на чувство вины – когнитивные и поведенческие. Человек непрерывно думает скорее о том, что он натворил, чем о том, кто он после этого. Боль виновности стимулирует его сделать что-нибудь, что улучшит ситуацию или компенсирует причиненный вред.
3. Провоцирующее событие и вовлечение Самости
Отличительная особенность стыда заключается в том, что совершенно тривиальное и мелкое событие может вызвать непропорционально большую интенсивность этого чувств. Человек, забывший имя того, кого ему представили на вечеринке, в норме может испытать легкое смущение. Но он может пережить и все физические проявления стыда, описанные выше. Его текущий дискомфорт был драматически осложнен тем, что этот эпизод напомнил ему множество предыдущих постыдных инцидентов.
Стыд ставит под сомнение базовую идентичность человека. Пристыженная персона сомневается в том, что имеет законное место во Вселенной, и даже в том, что является человеком. Он «прогнил насквозь» и не видит возможности искупления. Такой кризис веры гораздо реже может сопровождать чувство вины. Виновного человека заботит в первую очередь то, что он совершил, а не его идентичность. Он может действительно удивляться, как он мог «пасть так низко», и ожидать сурового наказания за свое преступление, но обычно не станет задаваться вопросами о своем праве на существование. Чувство вины вызывается тем, что человек нарушает или собирается нарушить важные семейные или общественные нормы. Некоторые из них могут быть практически универсальными («Не убий!»), другие – характерными для специфической субкультуры или родительской семьи (« Всегда слушайся своего старшего брата»).
4. Происхождение и центральный страх
С точки зрения развития стыд происходит из напряжения, появляющегося в тот момент, когда ребенок осознает свое существование как отдельного человеческого существа. Маленький ребенок постепенно осознает, что существует граница между ним и другими, что он – отдельная сущность, и что другие могут наблюдать за ним и оценивать его; цена самоосознавания – смущение. Такая уязвимость перед другими развивается в первые 2 года жизни. Ребенок, растущий в нормальной домашней обстановке, получает смешанные послания, вербальные и невербальные, которые, в конечном итоге, помогают ему узнать, когда, где и как он может подобающим образом продемонстрировать себя миру. Он получает достаточно внимания, чтобы решить, что, хотя он и не может всегда находиться в центре мироздания, он, несомненно, имеет свое место в нем. Он может ожидать того, что регулярно будет оказываться в фокусе внимания своих родителей по многим мелким каждодневным поводам и, по крайней мере, иногда, в связи с «большими» событиями типа дня рождения. Он привыкает к тому, что родители видят его и одобряют увиденное.
К несчастью не все семьи обеспечивают такую поддержку развивающемуся ребенку. Возможно потому, что мало получили ее сами. Члены таких семей по большей части продуцируют послания, говорящие ребенку, что он не хорош или недостаточно хорош. Дети выросшие в таких семьях склонны усваивать неодобрение своих родителей и принимать его за свое собственное.

III. Позитивное значение умеренного стыда.
Стыд – необходимый аспект человеческого состояния, он имеет смысл для выздоравливающего алкоголика и вряд ли человек сможет сохранять трезвость без знания того, как обращаться со своим стыдом. Стыд сам по себе не хорош и не плох. Умеренное чувство стыда полезно, в то время как недостаток или избыток стыда создают массу сложностей.
Умеренный стыд может обеспечить индивиду толчок к улучшению своей жизни и понятия о себе. Умеренное ощущение стыда – это сигнал, что что-то не так в отношениях между индивидом и его миром. Умеренный стыд дискомфортен, но не слишком. Человек в этом случае не презирает себя целиком. Он боится быть увиденным и может нуждаться в прерывании контакта, но даже в этот момент он готовится в конечном итоге вернуться к обществу.
Большинство людей чередуют временные состояния стыда и гордости внутри себя. Эти состояния отражают их текущее поведение и отношения с другими. В конечном итоге стыд помогает человеку выучить несколько важных истин о его месте в мире:
1. Принцип человечности – в том, что он принадлежит к человеческому роду.
2. Принцип скромности – в том, что он не хуже и не лучше других.
3. Принцип автономии – в том, что он может контролировать свое собственное поведение, но никак не чужое.
4. Принцип компетентности – в том, что можно быть «достаточно хорошим», не будучи совершенным.

IV. Защиты от стыда
Чувство стыда может стать непереносимым на рациональном уровне и тогда человек прибегает к следующим видам психологических защит:
1. Отрицание – это, возможно, самая эффективная защита от любого некомфортного чувства или факта. Суть отрицания – самообман. Крайняя степень последнего – это вытеснение, полное отсутствие сознательной мысли и связанных с ней чувств. Люди вытесняют травматические события и чувства, связанные с этими событиями. Отрицание не может быть всегда таким полным, как вытеснение. Иногда человек будет вспоминать специфические аспекты случившегося, но либо воспоминания будут неполными, либо потеряется чувство, сопровождающее их поведение. Например, сын алкоголика может быть способен обсуждать случай, когда его отец угрожал побить его в присутствии его друзей, но он не вспомнит, как ему было стыдно при этом. В процессе терапии эти люди часто делятся воспоминаниями в неестественной, отстраненной манере, как если бы это случилось с кем-то другим, а они только оказались свидетелями происшествия. Минимизация – процесс тесно связанный с отрицанием. Человек как бы преуменьшает значимость происходящего тем, что преуменьшает количество выпитого или размер неприятностей. Поверив в сказанное, ему и другим становится легче: « Ну вот, все не так уж и плохо». Когда алкоголик минимизирует, он может понимать, что определенные события случились в действительности, но не признает физической или эмоциональной значимости этого. Алкоголик может с готовностью признать, что пьет слишком много и часто, но отказывается понимать, как сильно его поведение повредило ему или его семье. Преуменьшение может осуществляться произвольно, чтобы «отделаться от этих людей»; чаще же оно указывает на серьезный самообман, который защищает человека от неприемлемой реальности, держа его в неведении. Алкоголик или наркоман «искренне заблуждается» относительно своей болезни.
2. Уход - человек пытается сбежать от чего-либо некомфортного. Уход может быть как физическим, так и эмоциональным. Чем более болезненный эпизод, тем более вероятно, что человек сбежит. Зависимый человек полагает, что смена места работы, жительства, ближайшего окружения помогут ему оставаться трезвым. Алкоголик или наркоман могут предпринимать попытки «географического бегства», переезжая из города в город, когда его поведение приводит к тому, что становится слишком ужасной мысль увидеть своих друзей вновь. Каждый раз человек получает шанс начать сначала – новые знакомства до появления подозрений могут принести ему выгоду и вылечить его уважением и доверием. К несчастью зависимый несет свою болезнь с собой; порождающее стыд поведение скоро вернется, начиная другой непродуктивный круг стыда. Проблема такого поведения в том, что алкоголик настолько стыдится себя, что уходит, вместо того чтобы бороться с подлинными причинами. Этот человек отчаянно бежит от своего стыда, не понимая, что на самом деле берет его с собой, куда бы он не шел. Это то, что касается физического ухода.
3. Перфекционизм – стыдящиеся люди часто испытывают необоснованный страх неудачи. Это происходит потому, что ошибки не могут быть поняты ими как часть повседневной жизни нормальных людей. Чувствительные к стыду персоны склонны интерпретировать любую неудачу как доказательство своей недочеловеческой природы. Каждая погрешность напоминает этому человеку о таком количестве прошлых «ляпов», что для него становится очевидной собственная дефективность. Иногда единственным непорядком их жизни остается непонимание того, почему все остальные не согласны с их строгим суждением о себе. Глубоко стыдящийся человек верит, что в нем нет места человеческому, он должен тщательно избегать расслабления, чтобы никто не мог увидеть его истинной сущности. Желание никогда не допускать ошибок превращается в привычный перфекционизм. Человек развивает целую систему рациональных объяснений, убеждающую его в том, что он должен соответствовать самым высоким стандартам. Такой человек чувствует себя наилучшим образом, когда знает, что все находится на своем месте, что сделанное им – безупречно, и что он опять предотвратил персональное или семейное унижение. В такие моменты он чувствует не просто облегчение; он также переживает возбуждение от победы над миром и теми смертными, что удовлетворяются менее превосходными результатами. Если для перфекциониста важен внешний вид, то каждый волосок должен быть на месте. Если главное – работа, то они должны работать больше и достичь больше, чем любой из коллег. Если их внимание направлено на родительство, они стремятся быть исключительными родителями или представляться таковыми окружающему миру. Они не могут позволить себе быть средними, поскольку они не принимают понятия «средний». Все, что они могут представить, прекрасно или ужасно. Перфекционист живет со страхом надвигающегося позора. Он может обратиться к ПАВ для облегчения этого страха. Каждый успех такого человека усиливает потребность в новом успехе, чтобы не почувствовать себя «обманщиком». Проблема состоит в том, что стыдящийся человек считает себя некомпетентным.
4. Высокомерие – это комбинация грандиозности и презрительности. Грандиозность – попытка стыдящейся персоны вновь возвысить себя. Презрение – это процесс, посредством которого такая персона пытается принизить всех остальных. Высокомерный человек выводит свой стыд наружу, проецируя его, чтобы удержать чувство собственной значимости в раздутом состоянии. Он может презирать всех вокруг. Он может гордиться своей предполагаемой доблестью, всерьез веря, что будет лучшим в избранной им деятельности. Высокомерие редко распознается самим человеком. Скорее это заметят члены семьи или друзья, находящие его менее интересным и компетентным, чем он сам находит себя. Высокомерный индивид нашел эффективный способ хорошо себя чувствовать. Он просто взял и перенес свой стыд на остальную часть мира и теперь ожидает, что другие отнесутся к нему с огромным трепетом и уважением. Высокомерный человек похож на мыльный пузырь, который другие с удовольствием проткнут. Он «дурак», потому что пытается убедить других в том, что он намного лучше, чем в реальности.
5. Бесстыдство. Эксгибиционизм – наиболее парадоксальная защита от стыда, т. к. является поведением, привлекающим чрезмерное внимание к человеку. Это может быть хождение в странных одеяниях и произнесение «шокирующих» речей о себе до сексуальных аддикций. Общим является то, что человек игнорирует обычные общественные правила, касающиеся скромности и приличия.
6. Ярость. Некоторые хронически разъяренные люди могут рассматривать мир как опасное место, где другие пытаются их устыдить. Они должны тратить большую часть энергии на защиту от ощущаемого ими нападения. Им некогда радоваться. Полный ярости человек часто достигает успеха в удержании дистанции с другими. Таким образом, он защищается от стыда. Цена такого поведения – потеря контакта с окружающими, что может породить новую спираль стыда. Когда другие отшатываются от него, стыдящийся человек чувствует, что с ним что-то не так. Кажется, что никто не хочет иметь с ним дела. Чувствуя себя более дефектным, чем раньше, такой человек может стать даже более агрессивным. Он отгоняет свою семью и друзей еще дальше, и изолируется еще сильней.
К счастью ярость живет недолго, т. к. требует большого количества энергии.
Семьи алкоголиков не имеют монополии на провоцирующие стыд послания, но стрессовый эффект проблемы алкоголизма повышает вероятность приступов стыда. И, т.к. алкоголизм является для многих постыдным состоянием, люди, живущие в таких семьях, склонны чувствовать себя отличными от своих соседей и ниже их.
Алкоголик может быть первичным источником посланий о неполноценности. Он может становиться особенно воинственным после выпивки, говоря членам своей семьи, что он «действительно» о них думает. Позже, стыдясь своего поведения и потери контроля, он проецирует (приписывает) свое чувство никчемности на других, обливая их презрением по принципу: «Лучшая защита - нападение».
По мере прогрессирования болезни алкоголик, все реже кого-либо хвалит и становится более критичным. Он слишком болен, чтобы видеть какую-то красоту в своей семье. Он может также приводить всех в замешательство перемежающимися вспышками то любви и похвал, то гнева и ругани.
Алкоголик может быть и первичной мишенью стыдящих посланий своей семьи. Его супруга может говорить, что его пьяное поведение смущает ее. Дети – что он просто отвратителен. Эти послания могут быть направлены на то, чтобы пристыженный алкоголик стал трезвым. Однако эффект может быть противоположным: алкоголик использует их для усиления рационализации своего пьянства: «Раз вы так думаете обо мне – я пойду и напьюсь».
Другие члены семьи также могут быть выбраны для устыжения. Эти «козлы отпущения» рассматриваются как источник семейного стыда. Например, супруга может называться «сукой», которая довела мужа до пьянства, или ребенок может быть объявлен «источником неприятностей с самого рождения». Семейный стыд затем перемещается с алкоголика на эту несчастную жертву.




На страницу


Hosted by uCoz